Самая распространённая поломка Polaroid SX-70

Здравствуйте! В этот дождливый денёк я бы хотел рассказать о своём опыте ремонта Polaroid SX-70. Для начала расскажу о проблеме, с которой я столкнулся…

Итак, купив за рубежом SX-70 первой модели, я решил испытать его во время моей поездки в Москву. Температура за окном была в районе нуля и это, по всей видимости, стало причиной его нестабильной работы — машину постоянно заклинивало. Обидно, особенно с учётом того, что стоимость одной фотографии на этот аппарат колеблется в районе 200 рублей. В общем, я решил отложить тест камеры до тёплых времён…

28 июня 2017 года. В Петербурге 24 градуса, облачно (естественно) и небольшой моросящий дождь — самое время для прогулок! На полке лежала пустая «московская» кассета с остатками батареи и я, недолго думая, решил прогнать пару уже готовых карточек через механизм для того, чтобы проверить работоспособность перед покупкой новой кассеты. Первая карточка прошла, вторая прошла, а третья… третья осталась внутри, а моторчик не переставал работать, не говоря уже о том, что зеркало осталось в поднятом состоянии. Превосходно! Для аппарата, стоимость которого иногда достигает 50 000 рублей с кассетами по 1800 рублей за 8 кадров — просто сногсшибательно! Надо ремонтировать, но как? SX-70 всем своим видом показывал, что это не тот аппарат, который можно перебрать на коленке за пять минут. Чёрт, да на корпусе нет ни одного крепления — винты, заклёпки, зажимы — ничего нет! Помощь, однако, пришла из-за океана, так как в интернете нашлась инструкция по разборке.

Сразу оговорюсь, что в этом посте я буду использовать много материалов с других ресурсов, так что не удивляйтесь разнообразию языков, фотографий и т.д. 

Поиск по англоязычным сайтам показал, что безостановочная работа моторчика может быть вызвана поломкой соединения вала моторчика с валом основного механизма подачи. Позже я увидел, что это поломка может сопровождаться «залипанием» зеркала, если фотоаппарат сломался непосредственно в момент фотографирования. Мой случай!

Что потребуется для ремонта: 

  1. Отвёртка «Torx t4» или «Torx t5» (зависит от модели Вашего фотоаппарата),
  2. Тонкий пинцет (желательно два),
  3. Тонкие пассатижи (не путать с плоскогубцами!),
  4. Спирт или что-то, что может растворять клей,
  5. Клей,
  6. Деревянная скалка (я не шучу). 

Разбираем фотоаппарат. 

Нижняя крышка фотоаппарата разделена на две секции — маленькую и большую. Обе секции покрыты кожей, которую нужно снять. Только не торопитесь! Суть в том, что кожа приклеена с тонкому алюминиевому листу, который, в свою очередь,  приклеен  к корпусу. Таким образом, перед нами встаёт вопрос — снимать всё сразу (отклеивая сразу лист) или же по очереди, сняв кожу и лист по отдельности. Я решил снять по очереди, чтобы сохранить кожу и не рисковать декоративным покрытием.

step2
Источник

На картинке хорошо видно «строение» задней крышки. Процедура демонтажа не терпит спешки, так что приготовьтесь снимать кожу и алюминий очень аккуратно и очень медленно. Для этого лучше использовать тонкие и, при этом, не острые предметы, так как клея много и он хороший — не в пример советским аналогам.

 

Снять алюминиевый лист не погнув у вас, скорее всего, не получится. Готовьтесь к тому, что Вам придётся его разравнивать скалкой, а потом придавать форму тяжёлыми книгами. Хотя, признаться честно, его можно не возвращать на место — мы ещё вернёмся к этому моменту.

step3
Источник

Итак, мы сняли кожу, лист и добрались до корпуса. Теперь, с помощью спирта или других растворителей убираем излишки клея.

На корпусе находим четыре винта «Torx t4» или «Torx t5». Если это название Вам ничего не говорит, то Google подскажет — такая насадка есть почти во всех наборах т.н. часовых отвёрток, но Вы обязательно проверяйте. В общем, именно на этом и держится задняя крышка так что нам остаётся открыть кассетный отсек и, немного протянув крышку назад, приподнять её. Делайте это как можно осторожнее, так как множество хрупких элементов механизма находятся в непосредственной близости от крышки!

step4
Источник

Смотрим… «Бочонок» с цифрами, написанными маркером, есть ни что иное, как основной мотор. Забавно, но именно такие моторы я использовал во времена своей бурной молодости в «Дворце творчества юных» на секции автомоделизма! Но сейчас не об этом… Итак, моторчик должен быть соединён с валом, приводящим в движения всю систему шестерёнок, расположенных по левому краю. Соединение построено примерно по такому принципу: к валу моторчика крепится пружина, которая в свою очередь приводит некий пластиковый ключ, соединённый с валом и шестернями. Почему так сложно? Если честно — я не знаю, однако могу предположить, что использование пружины вызвано необходимостью глушить вибрации. Так как оба вала металические, да и пружины тоже, то самая слабая часть соединения — «пластиковый ключ» — обычно именно он и раскалывается на несколько частей. Именно такая поломка произошла у меня — догадки были верны!

step5
Источник

На фотографии хорошо видно что может случиться с этой деталью. В моём случае она была изготовлена из чёрного пластика и раскололась на пять частей, так что не стоит воспринимать иллюстрации буквально — в Вашем случае что-то может отличаться.

Как можно заметить, искомый узел скрывается за деталью, которую можно описать как «систему пружин» — видите толстую горизонтальную пружину и две вертикальные поменьше? Именно под толстой пружиной и располагается наше соединение — присмотритесь — оба вала хорошо видны.

Ну и что делать, деталь-то сломалась? Ну, во-первых, найти и удалить все обломки… Но что потом? Я тоже так подумал, однако потом наткнулся на следующий комментарий (здесь):

Снимок экрана 2017-06-18 в 22.27.49

Парень по имени «Красное Ленинградское Оптико-Механическое Объединение» предлагает сумасшедшее решение — натянуть пружины, которая крепится к валу моторчика, до такой степени, чтобы она присоединилась к валу с шестерёнками.

Чёрт, да я скорее высадку на Луну совершу, чем смогу сделать это! Однако… ресурс у пружины явно есть, так что её длины должно хватить… да и направление вращения мотора будет затягивать пружину, а не разматывать его… а ещё вал с шестерёнками имеет небольшую выемку, за которую можно попробовать зацепить пружину. Попробуем!

Технология: 

Скорее всего Вам понадобится помощник, хотя можно справиться и самостоятельно.

Суть в том, чтобы с помощью пинцета удерживать пружину у основания, чтобы она не соскочила с вала моторчика. Она хорошо там закреплена, и это не обязательно, но лучше подстраховаться.

Вторым пинцетом (наиболее тонким) нужно пролезть за двумя вертикальными пружинками, зацепить соединительную пружину и попытаться вытянуть её (как можно больше секций, а не последний виток) наружу — левее вертикальных пружин.

После того как вытяните — надо ещё немного потянуть, чтобы её длина позволила зацепиться за вал с шестерёнками. Как только Вы добьётесь нужной длины — постарайтесь придать пружине как можно более правильное и равномерное натяжение.

Теперь требуется заправить пружину назад — она должна «надеться» на вал с шестернями и попасть в выемку, с помощью которой крепилась пластиковая деталь. Затягиваем пружинку и… готово!

Должно получить как-то так:

step7
Источник

Видите? Наша пружина теперь соединяет оба вала, располагаясь параллельно толстой пружине сверху. Если Вы сделали всё аккуратно, то соединение должно работать, более того, оно теперь должно быть даже прочнее, чем прежде!

Сложите фотоаппарат до конца (аккуратно), откройте снова и, вставив кассету (желательно пустую, но с работающей батарейкой), сделайте несколько кадров.

Осталось только вернуть крышку на место, и приклеить алюминиевый лист и кожу. Если Вам не удаётся выровнять лист, то кожу можно приклеить прямо к корпусу — сути дела это не изменит.

Всё работает, да и зеркало вернулось на своё место! Камера в полном порядке!

Кстати, если Вы обратили внимание, то redlomo написал, что, кажется, в более поздних моделях SX-70 компания отказалась от этого ненадёжного ключа из пластика.

Видео:

Некоторую информацию по сборке и разборке можно посмотреть тут.
Целых 14 страниц текста и фото в PDF!

Ну а я… я собираюсь купить ещё одну кассету для проверки камеры в Санкт-Петербурге и, в том случае, если я получу 8 кадров без каких-либо технических проблем, эта камера поедет со мной на Кубу. Именно там я и напишу статью-обзор для вас, дорогие друзья!

А пока — удачных Вам кадров!

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

На платформе WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: