«Polaroid», «SX-70», Эдвин Лэнд и Куба

Несмотря на то, что я уже закончил своё знакомство с камерами Exa и, как следствие, могу написать о них пару строк, тем самым закончив цикл статей про камеры производства «Ihagee», я всё же решил сделать небольшой перерыв и написать о другом шедевре — Polaroid SX-70. С моей безусловно субъективной точки зрения, SX-70 является чем-то наподобие «Iphone» в мире фотоаппаратов — торжеством инженерной и, что немаловажно, дизайнерской мысли.

Как всегда мы начнём с небольшой исторической справки, тем более, что на камере отчётливо видна надпись «Polaroid SX-70 Land Camera» и, вполне вероятно, слово «Land» может показаться если не неуместным, то по крайней мере загадочным…

20170825-DSC_0836 2

Раскроем тайну: Land — фамилия основателя компании «Polaroid» — выдающегося учёного и изобретателя Эдвина Лэнда, эдакого Илона Маска 70-х годов. И действительно, его репутация позволила бы включить его в модные списки из раздела «10 наиболее влиятельных бизнесменов» или «15 выдающихся американцев». В свою очередь, компания «Polaroid» считалась ни чем иным, как «Фабрикой Изобретений», конкурируя в этом звании с небезызвестной «Фабрикой Грёз» с Голливудских холмов.

land_68
Эдвин Лэнд и «Polaroid SX-70»

Однако, автором знаменитого складного дизайна является не Лэнд, а Генри Дрейфус — выдающийся инженер и промышленный дизайнер, разработавший помимо складных «Polaroid» множество вещей, в числе которых паровоз «Mercury» и даже здание Bankers Trust Building 280 Park Avenue (в Нью-Йорке).

Mercury_Hudson_locomotive
Поезд «Mercury» разработки Генри Дрейфуса

Но давайте заглянем в историю ещё немного глубже, м?

В последнее время стало модно искать русский след в биографиях выдающихся личностей и, так или иначе, он есть и в биографии Эдвина Лэнда — его родители эмигрировали из Российской Империи в США, однако, в отличие от того же Сикорского, никакой заслуги отечественной науки и/или образования в истории успеха Лэнда нет, да и родился Эдвин уже в городке Бриджпорт (штат Коннектикут), спустя целых 26 лет после эмиграции родителей.

Главным интересом юного Лэнда был свет — он много экспериментировал с калейдоскопами и стереоскопами, а небольшой телескоп, установленный в местной библиотеке только подогревал интерес к оптике. Переломным моментом стал эксперимент по разложению светового луча на спектральный пучок, который Эдвин Лэнд увидел в летнем лагере, после чего учебник по оптической физике стал любимой, если не сказать настольной книгой Лэнда.

Дальше был Гарвард, но, как известно, успешные люди его обычно бросают не окончив и тут Лэнд не стал исключением. Причина была проста — Эдвин Лэнд не хотел изучать теорию, а хотел сразу же решать практические задачи. Автомобильная авария, свидетелем которой он стал, подтолкнула его к разработке инженерного решения, которое позволило бы решить нетривиальную задачу — установить на автомобили сильные фары, однако исключить эффект ослепления водителей встречных автомобилей. Так, после многочисленных экспериментов с материалами, Эдвин Лэнд разработал (и получил патент) поляризующие линзы для автомобильных фар. Так бывший студент вернулся в Гарвард уже руководителем лаборатории, а спустя три года, в 1932-м, он уже преподавал, хотя ещё и не получил собственного диплома. Далеко не каждому это дано. Много позже, в 1957 году, Лэнд стал почётным доктором Гарварда.

Его первая компания «Land-Wheelwright», при поддержке настоящего монстра от юриспруденции — Дональда Брауна, окружила себя такой стеной непроходимых патентов, что у корпоративных гигантов просто не осталось других возможностей, кроме как работать с выскочкой Лэндом. Так, первым клиентом Лэнда стала корпорация Eastman Kodak, которая решила использовать поляризующие фильтры в своих фотоаппаратах. Потом был контракт с American Optical Company ну и так далее, по возрастающей…

Эдвин Лэнд всегда проявлял творческий подход при продвижении своих изобретений. Будучи сторонником персональных презентаций, для продажи своих поляризационных светофильтров Лэнд снял отель для встречи с топ-менеджерам из American Optical Company, поставил на подоконник аквариум с золотой рыбкой, а когда пришли гости, вручил каждому по поляризационной пластине. Трюк состоял в том, что в солнечный день из-за бликов золотая рыбка внутри аквариума была не видна, а с помощью поляризационной пластины топ-менеджеры смогли ее сразу увидеть. Впечатлённые гости сразу согласились инвестировать в эту идею.

Источник

В 1937 году Лэнд реорганизует свою компанию в корпорацию «Polaroid», которая, однако, специализировалась на солнцезащитных очках и поляризующих стёклах гражданского и военного назначения. В 40-е годы «Polaroid» получил множество заказов от американской оборонки, результатом чего стало производство самонаводящихся боеголовок, очков для лётчиков, перископов и прочих оптических приборов. Однако, даже Вторая мировая война не смогла сбить Эдвина Лэнда с его исследовательского пути…

В 1944 году Лэнд проводил отпуск вместе с трехлетней дочкой Дженнифер в Санта-Фе, где на прогулках они много фотографировали. И как-то раз девочка спросила отца, почему она не может сразу посмотреть на готовую фотографию. Уже через час Эдвин Лэнд в общих чертах сформулировал концепцию моментальной фотографии.

Источник

В феврале 1947 года Лэнд продемонстрировал прототип нового фотоаппарата, принцип работы которого заключался в том, что светочувствительный материал прокатывался между двумя валиками, с помощью которых на него наносились химические реактивы, обеспечивающие проявку и закрепление изображения. Год спустя в продажу поступил первый аппарат — «Polaroid Land 95», цена которого составила $89,75, а стоимость каждого снимка — $1, что было, прямо скажем, намного дороже классического снимка на плёнке с последующей печатью с помощью фотоувеличителя. Однако, «Polaroid Land 95» позволял получить фотографию сразу же, что в конце 1940-х годов было практически фантастикой. Камеры имели огромный успех на рынке. Уже в следующем году стоимость всех проданных «Polaroid» перевалила за $9 000 000, а в 1950 году был куплен миллионный ролик пленки.

03_polaroid_ch3_0021a_p43_0
«Polaroid Land Camera Model 95»

15 лет потребовалось корпорации «Polaroid» для того, чтобы наладить производство цветных фотоматериалов.

Спустя ещё два года, в 1965 году корпорация выпустила новинку — «Swinger», которая обозначила следующий виток популярности мгновенной фотографии. Поскольку фотоаппарат «Polaroid Swinger» стоил всего 20 долларов, то быстро стал самым коммерчески успешным продуктом компании. К середине 1960-х примерно половина американских семей пользовалась фотоаппаратами «Polaroid».

27798520181_6c1971e7f2_b
«Polaroid Swinger»

После последовал массовый выпуск задников «Polaroid» под практически все популярные камеры того периода — Nikon, Hasselblad, Mamiya, однако для амбициозного Эдвина Лэнда господства на рынке фотоаппаратуры было явно недостаточно, и он усиленно работал над тем, чтобы сделать моментальную фотографию частью современного искусства. И ему это удалось — Энди Уорхол, Ансель Адамс, Уокер Эванс и Хельмут Ньютон подхватили волну и во многом способствовали продвижению «Polaroid» в мире фотоискусства и, возможно, даже обеспечили возникновение нового жанра — чего стоит одна только коллекция «Polaroid Photography Collection» в незабвенном MoMA (Museum of Modern Art, New-York).

westlicht01
Энди Уорхол и его «SX-70»

И теперь мы переходим к самому интересному! В 1972 году была выпущена «Polaroid SX-70 Land Camera» — полностью автоматическая камера, которая впервые в истории после нажатия единственной кнопки выдавала полностью готовую фотографию (в предыдущих моделях сохранялась необходимость вручную снимать негативный слой со снимка — ничего сложного, однако лишняя манипуляция с маркетинговой точки зрения решала буквально всё).

Первая презентация SX-70 состоялась 25 апреля 1972 года на ежегодном собрании акционеров компании Polaroid. Эдвин Лэнд вышел на сцену и, закурив трубку, начал свое выступление со слов: «После сегодняшнего дня фотография больше никогда не будет как прежде.»

Источник

Он был чертовски прав…

Сам Лэнд так комментировал работу над созданием Polaroid SX-70: «Моей главной задачей было создание камеры, которая стала бы частью вас, которая бы всегда была с вами».

Источник

Акции «Polaroid» за год выросли в 90 раз, что позволило «Polaroid» ворваться в Nifty Fifty — рейтинг 50-ти самых привлекательных для инвесторов компаний и к середине 70-х годов стать одной из самых успешных компаний в мире. Этот период по праву можно назвать вершиной карьеры Лэнда и абсолютным пиком развития корпорации.

20170825-DSC_0834 2
У меня в коллекции имеется самая ранняя модификация «SX-70»

В дальнейшем «Polaroid» занялись экономической оптимизацией — снижением расходов на производство и, как следствие, снижением стоимости фотоаппаратов и расходников. Такая стратегия была обусловлена двумя факторами, к которым можно отнести острейший экономический кризис конца 70-х, а также необходимость увеличения доходов за счёт завоевания новых сегментов рынка, ведь в продаже появились дешёвые фотоаппараты классических конструкций, в то время, как «Polaroid» никак не могли считаться доступными камерами. Так, вместо металлического «SX-70» на рынке появились сначала пластиковые «SX-70», после «1000 OneStep», а в дальнейшем подоспели и пластиковые коробочки 600-й серии.

decorative-polaroid-land-camera-one-step-vintage-camera-64
«OneStep» в фирменном бело-радужном стиле, разработанном Полом Джайамбарбой

После «SX-70» у корпорации начались трудности. «Polavision» — технология моментальных видеофильмов потерпела неудачу, так как ролик длинной 2:40, да ещё и без звука, который мог бы стать настоящей революцией в 50-е и 60-е годы, в конце 70-х просто физически не мог быть успешным — магнитные носители превосходили «Polavision» во всём. Огромные убытки вынудили акционеров сместить 68-летнего Эдвина Лэнда с поста директора и начать искать выходы из сложившейся ситуации, однако ничего лучше, чем убрать надпись «Land camera» с фотоаппаратов им не удалось.

На самом деле не всё так просто, ведь Лэнд строил свой бизнес по такому принципу, который просто не мог работать в 80-е — он был против слияний, кредитов, интеграции электронных технологий в фотокамеры «Polaroid», выступал за сокращение рекламных расходов и в общем и целом опирался на свой авторитет среди потребителей, однако основополагающие принципы его технологии неустанно устаревали, что день ото дня «подмывало» позиции корпорации на рынке, который семимильными шагами шёл в направлении цифровых технологий, процессоров и т.д. Аналоговые «Polaroid» просто не могли конкурировать с их электронными конкурентами, так что дело не в увольнении Эдвина Лэнда, а в устаревании основополагающего технологического принципа.

Так или иначе, Лэнд был оскорблён пируэтом бывших коллег и максимально дистанцировался от своего детища. Он даже отказался присутствовать на празднике по случаю 50-летнего юбилея корпорации. Умер Эдвин Лэнд 1 марта 1991 года, в возрасте 81 года.

article-2268983-172FF911000005DC-272_634x640

В общем, на мой взгляд «Polaroid» прекратил своё существование именно в начале 70-х, сразу после выпуска «SX-70», хотя, мы могли бы выделить ещё несколько значимых моделей, о которых я напишу потом, в отдельной статье.

20170825-DSC_0828 2

Надеюсь, мне удалось обьяснить, почему «SX-70» это не просто камера, а настоящая икона, идеальное воплощение всех принципов корпорации «Polaroid». Нет? Ладно, продолжим…

Ничто так не передаёт смысл, как контекст. Предлагаю посмотреть 10-ти минутный рекламный фильм, снятый как раз в начале 1970-х годов. Не знаю как вам, но мне кажется, что это очень интересное зрелище!

Технические характеристики

При пересказе истории «Polaroid» я упустил некоторые технические особенности моментального фотопроцесса, так что в рамках предыдущих абзацев модель «SX-70» возможно и не кажется революционной.

Manual006

Отечественные фотографы и фотолюбители познакомились с камерами «Polaroid» в середине 90-х, некоторые счастливчики немногим ранее — в конце 80-х, когда на территории СССР было налажено производство пластиковых камер 600-й серии, совсем уж единицы привозили дорогостоящие камеры и расходники из заграничных командировок но, вне зависимости от сроков знакомства, все привыкли к квадратным фотокарточкам в белой рамке, которые уже готовыми выезжают из аппарата и через несколько минут полностью проявляются. При этом, подавляющее большинство россиян не видели ни одной старшей модели, а ведь начиная с первого «Polaroid Model 95» (1948) и вплоть до анонса «SX-70» технология была куда сложнее — после фотографирования требовалось вручную достать фотоматериал из камеры, снять негативный слой примерно через 60 секунд и дать высохнуть химикатам на фотокарточке. Ситуация осложнялась тем, что было очень просто испачкаться в химикатах, повредить карточку при снятии негативного слоя, да и вообще у фотолюбителя было множество возможностей в прямом и переносном смысле вляпаться в неприятности. Что же касается «SX-70», то все эти шаги были полностью автоматизированы: нажал кнопку — получил готовую карточку.

fe95b0ce440da4135f229b4d02ef3ea0

Собственно, именно это и позволило «Polaroid» достигнуть таких высот. На презентации камеры Эдвин Лэнд просто взял и сделал несколько моментальных снимков… подряд. Карточки автоматически выезжали из камеры — абсолютно сухие, буквально «готовые» снимки, которые проявлялись за несколько минут без каких-либо дополнительных манипуляций. Иными словами, моментальная фотография действительно стала моментальной благодаря беспрецедентной оптимизации процесса.

При этом, сама камера выполнена без оглядки на стоимость (в 1972 камера стоила $180 + $6,90 за картридж на 10 снимков)  — первые модели сделаны из металла (на самом деле они снабжались пластиковой рамой с металлическим покрытием из медно-никеле-хромового сплава) и обклеены кожей. То есть первые модели — это крайне редкое в наше время торжество инженерной мысли и дизайна, без какой-либо примеси маркетинга. Маркетинг проявится чуть позже, когда металл заменят на пластик, а ещё позднее откажутся и от складного зеркального механизма и вернутся к производству камер с простейшими пластиковыми видоискателями. Но это будет позднее, в конце 70-х, а пока «SX-70» может похвастаться стеклянным объективом, механизмом фокусировки, зеркальной компоновкой и складным корпусом, выполненным из шикарных материалов.

Вот и вся революция, товарищи!

20170825-DSC_0892

Есть несколько разновидностей «SX-70»,  хотя они все имеют один и тот же базовый дизайн. Например, моя модификация имеет клинья Додена в системе фокусировки, что многократно облегчает мне попадание в резкость. Самая ранняя модель имеет простейший фокусировочный экран без каких-либо вспомогательных средств (как на ранних «Зенитах» и прочих простейших зеркальных камерах.

Более поздние модели имеют систему автоматической фокусировки «Sonar» — её легко заметить, ведь это большой пластиковый блок с круглым элементом, напоминающим пчелиные соты. Предупреждаю, что это очень ненадёжная конструкция, и я бы не рекомендовал покупать камеры с этим (несъёмным) устройством. Хотя сонар и позволяет фокусироваться вручную, всё же такой мёртвый груз явно портит общую картину.

polaroid-sx-70-sonar-mint-cherniy
«Polaroid SX-70 Sonar OneStep»

Более поздние модели «SLR 680/690» — модернизация классического «Sonar OneStep» — поддерживают современные картриджи серии 600, а также имеют встроенную вспышку вместо архаичной одноразовой «Flash-панели» для более ранних камер. Фактически, это наиболее модернизированные аппараты серии «SX-70», которые могут в наибольшей степени раскрыть потенциал всей технологии.

e11e420c295f5c97d1c69884b8604f96

Все модели «SX-70» имеют складной корпус, 4-элементный объектив с фокусным расстоянием 116 мм и автоматическую систему экспозиции. Камеры позволяют фокусироваться на расстоянии от 26,4 см и имеют диапазон выдержки от 1/175 с до 10 секунд (и более).

  • Зеркальная однообъективная фотокамера (SLR)
  • Хромированный пластиковый корпус
  • Кожаные панели
  • 4-элементная линза 116 мм / 8
  • Фокус: 10,4 дюйма — Бесконечность
  • Фронтальная фокусировка с использованием направляющего колеса
  • Запрограммированная автоматическая выдержка: скорость от 1/175 до 10 с
  • Диафрагма: f / 8 — f / 22
  • Возможность использовать электронную вспышку

Ещё раз напишу, что камера полностью автоматическая и единственное, что Вы можете делать — вносить поправку по принципу экспокоррекции.

Инструкция:

Кстати, не закрывайте пальцем окно экспонометра (чёрный кружочек с противоположной от кнопки стороны) — изображение будет неверно экспонировано!

Polaroid-2

Кассеты:

«Polaroid» больше не выпускает кассеты к своим фотоаппаратам, однако их производят голландские энтузиасты из  «Impossible Project», которые смогли в 2017 выкупить права на «Polaroid» и теперь называются «Polaroid Originals». Они даже представили новую камеру «OneStep 2 i-Type Camera».

Ребята — монополисты, так что это не реклама, а данность. Каталог картриджей для «SX-70» можете найти тут.

Фотоматериал имеет чувствительность ± 70 ISO, так что камеры «SX-70» намного более требовательны к свету, нежели более современные и распространённые камеры 600-го типа (600 ISO соотвественно). «SX-70» — не лучшее решение для ночной фотографии «с рук», тёмных вечеринок и т.д.

994bbff266ad7b6a0b13f129d935f2e1
Джон Леннон

Аксессуары:

Заводские аксессуары тут.
Аксессуары MINT здесь.

ee5b87f897e5fa92987a1cfa27dea7d9--polaroid-cameras-heath-ledger
Хит Леджер

Модельный ряд

«SX-70» (1972-77)

SLR камера с хромированным пластиковым корпусом и покрытием из натуральной кожи.

Есть 3 незначительных вариации этой камеры:
— Первые модели производства (10/72 — 10/73) имеют простой фокусировочный экран без клиньев Додена;
— Более поздние модели снабжались фокусировочным экраном с клиньями Додена. Шкала расстояний на объективе отсутствует;
— Еще более поздние модели имеют как клинья Додена, так и шкалу расстояний для фокусировки.

«SX-70 Alpha 1» (1977)

В отличие от первой модели «SX-70» имеет шейный ремень и штативное гнездо, а также возможность использования панели одноразовых вспышек «Flashbar».

Ранние модели носят название «SX-70 Alpha».

«SX-70 Alpha 1 SE» (1977)

Аналогична версии Альфа, однако имеет черный корпус, обклейка выполнена из чёрного винила, кнопка спуска синего цвета.

«SX-70 Alpha 2» (1977)

Аналогична версии Альфа, имеет черный корпус, обклейка выполнена из коричневого винила.

«SX-70 Model 2» (1975-1977)

Аналогична версии Альфа, однако имеет белый пластиковый корпус, обклейка выполнена из коричневого винила. На некоторых моделях может отсутствовать фокусировочная шкала на объективе.

«SX-70 Model 3» (1975-1978)

Шкальный фотоаппарат. Зеркальный механизм отсутствует. Визирование по видоискателю, расстояние выставляется по шкале расстояний на объективе.
Вход для вспышки на видоискателе. Чёрный корпус,  обклеен коричневым винилом.

«SX-70 Sonar OneStep» (1978)

Аналогична версии Альфа 2, однако имеет механизм автофокусировки «Сонар» и функцию предпросмотра автофокуса. Возможность ручной фокусировки сохранена.

Другие вариации этой модели:

  • TimeZero SX-70 AF
  • TimeZero SX-70 AF Model 2

«SLR 680» (1982)

Аналогична версии «SX-70 Sonar OneStep», однако использует кассеты 600-го типа, снабжена встроенной электронной вспышкой, рефлектор которой автоматически подстраивается под выбранное расстояние фокусировки.

«SLR 690» (1991)

Аналогична версии «SLR 680», однако использует 4-битный процессор. Производилась в Японии.

20170825-DSC_0894 2

На данный момент есть несколько фирм, занимающихся реставрацией и модернизацией классических «SX-70» для дальнейшей перепродажи. Особое место среди них занимает компания MINT из Гонконга. Они продают полностью отреставрированные камеры за очень большие деньги, однако только они предоставляют гарантию работоспособности аппарата, его корпус и механизм имеют состояние новых и, более того, Вы получаете гарантию с возможностью продления. Также они производят ряд аксессуаров, в числе которых вспышки, дополнительные линзы и т.д. Я не пользовался их услугами — моя «SX-70» куплена «с рук» в Нью-Йорке в два раза дешевле, нежели предлагает MINT, однако, справедливости ради скажу, что мне уже пришлось её ремонтировать — сложный механизм ведёт себя капризно, а первая версия имеет ряд «детских болезней».

Polaroid-0805

Фотографии:

Я столкнулся с двумя техническими проблемами после покупки своего «SX-70»:

  1. У меня сломалась «та чёртова пластиковая шестерёнка»;
  2. Я понял, что в -2 снимать на эту камеру нельзя;

Первую проблему мне удалось решить достаточно быстро, вторая проблема — не проблема, а особенность механизма (даже в руководстве написано, что снимать надо от +10-15 и до +40).

Эти фотографии не могут служить примером среднестатистического фото с этого аппарата, однако они могут быть интересны.

В общем, что получилось — то получилось. Сканы 600 dpi без обработки:

Можете ещё посмотреть снимки Тарковского или же снимки Уорхола.
Не ограничивайтесь этими ссылками — в интернете есть горы снимков «Polaroid» и многие из них просто шедевральны. Да и Pinterest никто не отменял.

Polaroid-0814

P.S.

Почему повёз этот фотоаппарат на Кубу? Хмм… Гулять по Гаване с любимой камерой Фиделя — кто бы смог отказаться?

836610fd9b6905ebdd9f3f033793d59f-castro-cuba-fidel-castro.jpg

«Polaroid», «SX-70», Эдвин Лэнд и Куба: Один комментарий

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

На платформе WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: