Ricoh Mirai — камера будущего прямиком из 80-х

Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня я решил написать заведомо непопулярный текст. Материал я подготовил довольно интересный, и камера, безусловно, заслуживает внимания, но есть одна деталь… Камера, о которой хотелось бы рассказать — Ricoh Mirai — по стечению социальных и экономических обстоятельств прошла мимо позднего СССР и ранней Российской Федерации, буквально выпав из поля зрения отечественных фотографов и фото-энтузиастов. А ведь камера — действительно прорывная японская разработка. так что будем восполнять сей досадный пробел.

20181015-20181015-DSC_5835.jpg

1989 год. В СССР уже четыре года проходит болезненный процесс перестройки, многие предприятия пытаются преодолеть очевидное технологическое отставание уже не только от западных, но и восточных стран. В Москве запускается предприятие «Светозор», наладившее выпуск камер Polaroid, БелОМО выпускает «Эликон-автофокус» (фактически Konica C35 AF 1977-го), ЛОМО обесценивает торговую марку «Зенит» производя «мыльницу» «Zenit-35F», а КМЗ начиняет старый добрый «Зенит» электроникой и новыми затворами. В общем, до прорыва дело так и не дошло…

20181014-DSC_5610

В это же время в японских корпорациях разрабатываются планы по захвату глобального рынка фотоаппаратуры. В 1988 году корпорация Yashica презентовала новую камеру — Samurai X3.0, тем самым открыв новую главу в истории фототехники.

SAM_1471-768x512
Источник

Текст не про эту малышку, но кое-что про неё я всё же скажу. В английском языке есть термин «bridge camera», который дословно можно перевести как «камера-мост», но более точным будет название «переходная камера», хотя и такой вариант перевода будет далек от совершенства. Отечественная Википедия предложит вам статью «Псевдозеркальный фотоаппарат«, но верить ей не стоит! Если говорить об аналоговых, то есть плёночных «мостовых» фотоаппаратах, то большинство из них окажется однообъективными зеркальными камерами, со встроенной системой автоматической фокусировки, зум-объективом и рядом автоматических и полуавтоматических режимов выставления настроек экспозиции. Разумеется, такие аппараты снабжены системой распознавания чувствительности плёнки, автоматическим затвором, системой проведения плёнки и её обратной перемотки в катушку. В общем, эти камеры максимально автоматизированы, однако по функциональным особенностям скорее относятся к классу любительских или, как бы сказали маркетологи, «полупрофессиональных». Собственно, и «мостовыми» их назвали как раз за то, что они находятся между профессиональными и любительскими аппаратами… В дальнейшем этот сегмент рынка заполнился цифровыми «суперзумами» и в данный момент погибает под натиском дешёвых зеркальных и беззеркальных камер.

Однако, вернемся в 1989 год, когда цифровые технологии преимущественно были всего лишь дорогими игрушками, а основным носителем информации оставалась фотоплёнка. Итак, Yashica выпускает Samurai x. 3.0 — зеркальный фотоаппарат, скорее напоминающий видеокамеру, снимающий на половину кадра (благодаря чему на плёнку 36 кадров умещалось 72 кадра) и снабжённый зум-объективом 25-75 мм. (в эквиваленте для полного кадра — 35-105 мм). Затвор отрабатывал выдержки от 2 секунд до 1/500 секунды, при этом значение и выдержки, и диафрагмы камера выставляет автоматически, без возможности ручного управления. Более того, камера снабжалась встроенной вспышкой, работа с которой также проводилась в полностью автоматическом режиме.

Так или иначе, Yashica, если и не задала новую планку для любительских фотоаппаратов, то по крайней мере открыла новый сегмент рынка. Разумеется, конкуренты (преимущественно японские производители) были вынуждены срочно противопоставить что-то «Самураю», благо у них имелись все необходимые разработки.

20181014-DSC_5551

В 1989 году Olympus и Ricoh представили свою новую камеру — Olympus AZ-4/Ricoh Mirai.

По сути, это идентичные камеры, различающиеся лишь некоторыми элементами корпуса, наличием дистанционного управления (есть у Ricoh Mirai), а также используемыми элементами питания.

20181014-20181014-DSC_5658.jpg

Технические характеристики:

Объектив:

15 элементов в 13 группах.
Диапазон фокусных расстояний: 35-135 мм. (электронное управление).
Диафрагма: 4.2-5.6
Минимальная дистанция фокусировки — 1,2 м.
Диапазон макро-съёмки: 1,2-0,49 м.
Фильтр — 52 мм.

Mirai010.jpg

Визирование и фокусировка:

Mirai009

Видоискатель с покрытием 87% кадра, рамкой автофокуса и замера экспозиции, индикаторами фокусировки, отображением значения выдержки и диафрагмы, индикатором макро-режима, индикатором экспокоррекции и блокировки замера экспозиции.
TTL с одной точкой фокусировки.
Диапазон системы автофокусировки: 1,2 м. — ∞
Подсветка точки фокусировки на дистанции до 5,5 м.
Режим макросъёмки с возможностью ручной фокусировки.

Информация в окне видоискателя:

  • Вспышка — вкл/выкл и актуальный заряд лампы
  • Индикатор превышения максимальной дистанции работы вспышки
  • Индикатор автофокуса
  • Индикатор превышения минимальной допустимой дистанции фокусировки
  • Индикатор направления ручной фокусировки
  • Индикатор макрорежима
  • Индикатор изменения программы
  • Значение выдержки и индикатор передержки/недодержки
  • Индикатор «шевелёнки»
  • Индикатор экспокоррекции
  • Значение диафрагмы
  • Индикатор блокировки экспозамера

Режим измерения экспозиции:

Полностью автоматическая система выбора экспопары в зависимости от выбранного диапазона фокусных расстояний. Есть возможность управления программами.
Автоматическая система учёта контрового света.
Центровзвешенный замер с возможностью удержания выбранного значения.
Компенсация +/- 4 EV
Распознавание чувствительности плёнки в диапазоне от 25 до 5000 ISO.

Затвор:

Электрический фокальный затвор с вертикальным ходом ламелей.
Выдержка: 32 сек. — 1/2000 сек. + В
Автоспуск — 10 сек.
Возможность дистанционного управления.

Вспышка:

Встроенная вспышка с ручным включением.
Выдержка синхронизации — 1/100 сек.
Диапазон работы вспышки:
— Широкоугольный режим: 1,2-5 м. (ISO 100)
— Теле-режим: 1,2-4 м. (ISO 100)
Режим заполняющего света.
Возможность подключения внешней вспышки (нестандартный разъём!)

Экран:

Mirai004

  • Расстояние до объекта съёмки в футах и метрах (дальномер)
  • Заряд батареи
  • Выбранное фокусное расстояние объектива
  • Режим заполняющего света для вспышки
  • Режим ручной выдержки (В)
  • Режим экспозамера (центровзешенный/усреднённый)
  • Автоспуск
  • Наличие плёнки
  • Количество отснятых кадров
  • Режим экспокоррекции

Батарея: CR-P2 или ААА (4 шт.)

Размер: 135 мм x 126 мм x 81мм

Вес: 1010 гр.

Как вы поняли, у меня в коллекции Ricoh Mirai («Будущее» по-японски). Я приобрёл именно этот фотоаппарат, так как, с моей точки зрения, эта камера является наиболее технологичной среди ранних суперзумов. Даже беглое сравнение характеристик показывает, что «Mirai» на порядок опережает ближайших конкурентов — «Samurai» от Yashica, «Genesis GS-7» от Chinon и «Photura» от Canon.

550x310x2
Источник

Логика новой камеры достаточно проста. Инженеры Ricoh и Olympus стремились объединить простоту полностью автоматических камер «навёл-снял», возможности современных зум-объективов и относительную компактность.

Конечно же, эти камеры можно рассматривать и как попытку разработки нового стандарта эргономики, ведь к началу 90-х годов сегмент видеокамер в значительной степени преобразился, в то время как фотоаппараты, по большей части, снабжались классическим корпусом, берущим своё начало ещё в 1930-х…

20181015-20181015-DSC_5798

Эргономика:

Mirai001

Mirai008

Я приобрёл эту камеру чуть более года назад и с тех пор отснял с её помощью где-то десять катушек плёнки, так что надеюсь, что мой скромный опыт может быть полезен.

20180605-20180605-Moscow038

В общем, можно смело говорить, что инженеры Ricoh и Olympus справились с поставленной задачей. Эргономика камеры действительно на высоте, а её возможности покрывают минимально необходимые требования для камеры в поездке. Да, в Петербурге я преимущественно снимаю на Exakta Varex IIa и Bronica S2a, однако обе эти камеры не отличаются универсальностью и компактностью, а сменные объективы значительно снижают скорость съёмки. Что касается Ricoh Mirai, то эта камера обеспечивает достаточно высокую скорость работы, несмотря на уже почтенный возраст.

20180605-20180605-Moscow022

Признаться честно, я сначала достаточно скептически отнёсся к идее использования 30-летней автоматической камеры в поездке, однако Mirai ни разу меня не подвёл. Несмотря на полностью пластиковый корпус, благодаря килограммовому весу и достаточно монолитной конструкции, камера ощущается как серьезный, надёжный аппарат. Стоит только отметить хлипкую на вид рукоятку и крышку «горячего башмака». Гнездо для внешней вспышки — это вообще отдельная история.

20180605-20180605-Moscow077

Ricoh Mirai снабжён нестандартным круглым гнездом типа «горячий башмак», благодаря чему вы сможете подключить лишь фирменную вспышку «Speedlite SL-301M», которая, поверьте, вам просто не нужна. Во-первых, «Speedlite SL-301M» не позволяет менять направление света, то есть вы не сможете подсветить потолок или стену, а будете вынуждены снимать «в лоб». Во-вторых, крайне маловероятно, что у вас есть ещё хоть одна камера с таким гнездом. В-третьих, в Ricoh Mirai есть вполне приличная встроенная вспышка. Так что мой совет — просто приклейте крышечку. В противном случае она у вас потеряется. Гарантированно.

20180605-20180605-Moscow104

Диапазон фокусных расстояний объектива достаточно широкий для подавляющего большинства сюжетов — пейзажи и портреты не будут вызывать никаких затруднений, однако съёмка кратеров на Луне, конечно, уже будет непростой задачей. Возможно вы сможете найти в продаже телеконвертер ТС-200М (х1,5) который увеличит максимальное фокусное расстояние объектива до 200 мм, но я не уверен, что такое счастье кому-то надо. Как минимум, пострадают и без того достаточно скромные оптические свойства аппарата.

20181017-Mirai011

Большой и светлый видоискатель обеспечивает комфортную работу с макро-режимом, который действительно расширяет возможности фотоаппарата. Конечно, в столь универсальной камере макро-режим не может похвастаться какими-то особенными возможностями, однако я не могу сказать, что его наличие — лишь маркетинговая уловка. Этот режим действительно расширяет возможности камеры, позволяя вам качественно снять объекты типа цветов, бабочек или чего-то подобного. Конечно, для изучения строения мелких насекомых или же структуры листа его будет недостаточно, но ведь этого никто и не ждёт от ультра-универсального фотоаппарата, верно?

20181017-Mirai052

Автоматика работает безукоризненно. Камера действительно позволяет работать в режиме «навёл-снял». Конечно, скорость автофокусировки несколько уступает современным камерам, однако находится примерно в том же диапазоне, в котором работает мой Nikon D610 с объективами без встроенных моторов фокусировки — Nikkor 35-70 2.8 и Nikkor 80-200 2.8.

20181017-Mirai056.jpg

Да, Ricoh Mirai не репортажный фотоаппарат. На скорость работы влияет не только система фокусировки, но и электронное управление механизмом зуммирования. Однако стоит отметить, что съёмка всё равно происходит намного быстрее, чем на классические камеры с ручной фокусировкой… Во-первых, автоматика действительно моментально выставляет оптимальные значения выдержки и диафрагмы. Все фотографии, что вы видите, не подвергались никакой обработке. Во-вторых, фотоаппарат автоматически проводит плёнку. Взвод затвора также не требуется. В-третьих, фотоаппарат снабжён режимом серийной съёмки.

20181017-Mirai058

Объектив рисует достаточно мягко. По фотографиям видно, что он не отличается резкостью. Думаю, что это дело вкуса. Мне нравится некий налёт старины, будто фотографии опубликованы в журнале из 80-х. Никаких существенных искажений геометрии или цвета я не заметил.

20181017-Mirai065

Автономность работы у Ricoh Mirai тоже выше всяких похвал. Во время поездки в Москву я отснял 4 катушки плёнки и полностью автоматическом режиме, при этом индикатор батареи продолжал показывать полный заряд. Конечно, в условиях минусовой температуры батареи будут разряжаться значительно быстрее, однако я бы вообще не рекомендовал использовать плёночные фотоаппараты в таких условиях. По крайней мере, полностью автоматические и, следовательно, очень хрупкие.

20181017-Mirai038

В общем, можно смело констатировать тот факт, что инженерам Ricoh и Olympus удалось создать действительно удивительную камеру — универсальность и эргономика которой обогнала своё время на 5-7 лет, а это немало… Работать с этим фотоаппаратом удобно и, не побоюсь этого слова, интересно. Более того, прохожие обязательно обратят на вас внимание, ведь со стороны будет казаться, что вы снимаете на проектор =)

20181014-DSC_5554.jpg

Портреты:

Бонус:

00Yk4S-359359584

Красивых вам кадров, друзья!

Реклама

Ricoh Mirai — камера будущего прямиком из 80-х: 2 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

На платформе WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: