Kodak Brownie — камера, оправдавшая своё название.

Пожалуй, практически в каждой советской семье был фотоаппарат, будь то «Зенит», «Киев»,  «ФЭД», «Зоркий» или хотя бы «Смена».  Возможно, такое повальное увлечение фотографией было связано в том числе и с дешевизной отечественной техники. Особенно это касается шкальных аппаратов. Например, «Смена-8М», выпущенная за четверть века в количестве 21 миллиона экземпляров, в советское время стоила всего 15 рублей (в 1983 году «Зенит-ТТЛ» стоил 210 рублей). Таким образом, народная «Смена-8М» стала не только завсегдатаем любых антресолей и барахолок по всей территории бывшего СССР, но и попала в книгу рекордов Гиннесса как самый массовый фотоаппарат в истории. Но это у нас, а что же за океаном?

20180610-20180610-20180610-DSC_2679.jpg

В отличие от СССР, в США продавались не только американские, но и зарубежные фотоаппараты, так что не все «народные камеры» были американского производства. Однако, популяризация фотографии в США произошла в основном благодаря местным компаниям. Так, абсолютно точно нельзя обойти вниманием малоизвестного в наших краях производителя фотоаппаратуры «Argus» с легендарной камерой «Argus Model C3», которая за 27 лет производства (1939-1966) оставалась самой продаваемой 35-мм камерой в Америке. В 1945 году Fortune Magazine написал, что фотоаппараты Argus «перевели фотографию в США из разряда элитного увлечения в разряд всеобщего занятия.»

Argus_C3_Match-Matic.jpg
Источник

Однако, было бы в высшей степени несправедливым заявлять, что именно «Argus» стал флагманом популяризации фотографии в США, ведь задолго до выпуска «Argus Model C3» этот титул достался фирме «Eastman Kodak» и, стоит признаться, заслуженно. Несмотря на то, что в данном тексте мы будем знакомиться с аппаратом «Kodak Brownie Hawkeye Flash» 1956 года, главным действующем лицом станет человек, скончавшийся за четверть века до поступления этой камеры в продажу — Джордж Истмен.

800px-GeorgeEastman2
Источник

В 1878 году Джордж Истмен, которому на тот момент было 24 года, решил отдохнуть в Санто-Доминго (Доминиканская Республика). К сожалению, запечатлеть местные пейзажи на фотопластинки оказалось сложнее, чем он ожидал, так как фотоаппарат оказался чрезмерно громоздким и неудобным, из-за чего впечатления от поездки были испорчены. Так что, Истмен вернулся в Штаты без фотографий, но с абсолютной уверенностью в том, что процесс фотографирования должен быть существенно упрощён.

История компании «Кодак» на официальном сайте.

Следующее десятилетие Джордж Истмен посвятил производству сухих бромжелатиновых фотопластин и плёнки, а в 1888 г. был выпущен первый фотоаппарат под маркой «Kodak». Это была простейшая камера ящичного типа, затвор отрабатывал лишь одну выдержку, а гиперфокальный объектив давал резкое изображение, начиная с 2,5 метров. Фотоаппарат заправлялся рулоном плёнки на 100 кадров и, в итоге, его стоимость составляла $25 (что было не так уж и мало, но всё равно дешевле, чем у конкурентов).

С этим аппаратом мог работать любой, кто, как было указано в инструкции, способен: 1. Направить камеру. 2. Нажать на кнопку. 3. Повернуть ключ. 4. Дернуть шнур. После того, как ролик заканчивался, владелец почтой отсылал аппарат обратно, его перезаряжали новой катушкой на сотню снимков. Уже отснятые кадры проявляли и печатали. После чего весь этот набор отправлялся обратно хозяину камеры вместе со счётом на $10.

George_Eastman_patent_no_388,850
Источник

Джордж Истмен изначально делал ставку именно на популяризацию фотографии. В том же 1888 году он придумал легендарный слоган: «Вы нажимаете кнопку — мы делаем всё остальное» (You press the button – we do the rest). Нет необходимости быть маркетологом, чтобы определить target-группу такой рекламной кампании. Следующие 12 лет развития компании были направлены не только на расширение спектра выпускаемых товаров, но и на распространение фотографии в массах. Опять же — успешно. Уже в 1896 году был выпущен 10-тысячный фотоаппарат фирмы Kodak. При этом темпы производства плёнки достигли отметки 480 км в месяц.

В 1900 году в продажу поступает «Kodak Brownie» стоимостью всего в $1 (примерно 2000 рублей по современному курсу). Более того, общий технический прогресс и работа самой «Eastman Kodak» позволила снизить стоимость шестикадровой плёнки до 15 центов. К тому же, теперь для проявки плёнки было достаточно обратиться в любую из ближайших приемных фотолабораторий Eastman Kodak Company и никакой почты! Именно такая организация фотопроцесса и стала основной в 20-м веке. Благодаря упрощению конструкции, наращиванию объёмов производства и продаж, а также оптимизации процесса производства и проявки плёнки, первая камера семейства «Kodak Brownie» стала самой доступной фотокамерой своего времени.

011_1901
Источник

 

Сейчас название фотоаппарата, скорее всего, ассоциируется с шоколадным кексом (появившимся, кстати, благодаря Всемирной выставке в Чикаго 1893 года). Но нет, камера названа совсем не в честь десерта… Снижение цены и максимальное упрощение процесса позволило пользоваться камерой не только взрослым, но и детям, а значит рекламная кампания должна была затронуть и их. На рубеже 19 и 20 веков в США и за их пределами особой популярностью пользовались книги канадского художника-иллюстратора Палмера Кокса, посвящённые сказочным существам Брауни, чем-то напоминающими отечественных домовых.

title
Источник

The Ladies’ Home Journal.

November 1892

The Origin of the «Brownies» by Palmer Cox

Так почему же камера оправдала своё название? Зачем надо было писать про пресловутые «Смены» в начале? Ответ прост. Камеры семейства «Brownie» за 86 лет производства действительно стали «домовятами» в миллионах американских (и не только) домов, благодаря чему забавное название 1900-го года стало именем нарицательным. В США это семейство фотоаппаратов по праву считают национальным достоянием, ведь, бесспорно, именно эти простейшие ящички сделали фотографию общедоступной.

750x712x2
Источник

К 1901 году компания «Кодак» реализовала четверть миллиона камер «Брауни» первого поколения. Корпус первой модели изготавливался из прессованного картона, в который встраивался простейший обтюраторный затвор с одной выдержкой и гиперфокальный менисковый однолинзовый объектив. Видоискатель отсутствовал. В комплект за $1 также входил ролик фотоплёнки 117-го типа (кадр 6 см х 6 см), обеспечивающий возможность контактной печати — наиболее простого и популярного способа печати фотографий на тот момент. К слову, в 1901 году за $2 можно было купить камеру для 120 типа плёнки, позволяющую делать кадры размером 6×9 см. Если верить Википедии, то в 1912 году камера второго поколения продавалась в комплекте с «полным дневным фотографическим набором» в Российской Империи за 11 целковых и 20 копеек.

camera-kodak-brownie-127-03-1

Но давайте поговорим про «золотой век» камер «Brownie»? С 1957 по 1962 было продано более 10 000 000 камер «Kodak Brownie» различных моделей. Непревзойдённый результат! Так, одной из наиболее популярных камер этого семейства является «Kodak Brownie 127», выпускавшаяся в Великобритании с 1952 по 1959 год. Она была рассчитана на работу с плёнкой 127 типа, оснащена объективом с фокусным расстоянием в 65 мм и относительным отверстием F/14 и оптическим «прямым» видоискателем. Единственная выдержка приблизительно равна 1/50 сек. Известно, что к августу 1954 года было выпущено более миллиона таких камер по цене $4.75.

20181015-20181015-20181015-DSC_5813

Но в этот раз я бы хотел подробнее рассказать про другую, без преувеличения легендарную модель — «Brownie Hawkeye Camera Flash Model», выпускавшуюся с 1950 по 1961 год.

К сожалению, Джордж Истмен уже не застал выпуск этой камеры. Основателю и идейному вдохновителю компании «Кодак» в возрасте 75 лет диагностировали, предположительно, стеноз позвоночного канала. Это тяжелое заболевание оказалось последней каплей, переполнившей чашу терпения Джорджа Истмена,  и без того страдавшего хроническими депрессиями. Спустя два года он застрелился в собственном доме. Стоит отметить, что впервые о гибели гениального изобретателя, который сделал фотографию доступным для каждого занятием, газеты сообщили еще в апреле 1912 года. В списке погибших пассажиров океанского лайнера «Титаник» оказался некто мистер Истмен, которого журналисты приняли за славившегося любовью к путешествиям владельца Eastman Kodak Company. Пришлось опровергать.

«Brownie Hawkeye» с технической точки зрения практически не отличается от своих предшественников, но всё же выглядит совсем иначе. Это заслуга Артура Крапси.

20180610-20180610-DSC_2776

Стоит отметить, что именно «Кодак» был в числе первых компаний, привлекших профессиональных дизайнеров в производственный процесс. Так, до Второй Мировой, в течение 15 лет на компанию работал «первый в мире промышленный дизайнер» Уолтер Тиг (Walter Dorwin Teague). Наиболее известный проект Тига для «Кодак» — двухцветный дизайн камер «Kodak Beau Brownie», но это лишь верхушка айсберга, ведь бюро Тига практически 15 лет выполняло весь объём дизайнерского проектирования для компании.

2413731623_3956239529
Источник

В 1945 году «Eastman Kodak Company» организовывает собственный отдел дизайна. Это не удивительно, ведь развитие «Кодак» изначально строилось на рекламе и максимизации продаж. Среди сотрудников нового отдела трудился и Артур Крапси (Arthur Hunt Crapsey, Jr) — ветеран Второй Мировой, в прошлом пилот бомбардировщика, а в будущем ведущий промышленный дизайнер «Eastman Kodak Company».

В период с 1948-го по 1958 годы Крапси разработал и запатентовал более 20 конструкций фотокамер, в том числе модели Automatic 35, Bantam RF, Brownie Bull’s-Eye, Brownie Starflex и, разумеется, Brownie Hawkeye. В 1960 году Артур Крапси заслуженно возглавил отдел дизайна и проработал в компании до выхода на пенсию в 1980-м году. Именно Артур Крапси подарил семейству фотоаппаратов «Kodak Brownie» такое разнообразие визуального воплощения, по сути своей, всё тех же ящичков полувековой давности.

 

Вернёмся к «Brownie Hawkeye». В версии без синхроконтакта для вспышки эта камера была выпущена ещё в 1949 году. «Соколиный глаз» был рассчитан на плёнку 620 типа, которая отличалась от стандартного 120 типа лишь толщиной катушки и, следовательно, позволяла делать кадры 6 см х 6 см. Устройство, как и у всех камер этого семейства, простейшее. Камера снабжалась бакелитовым корпусом, гиперфокальным менисковым объективом, обтюраторным затвором с двумя выдержками (±1/30 сек и «В»), простейшим зеркальным видоискателем («brilliant viewfinder») и, с 1950 года, доплатив $1.5 можно было получить версию аппарата с синхроконтактом для вспышки.

20180610-20180610-DSC_2687

Рассмотрим камеру несколько подробнее…

За двенадцать лет производства конструкция практически не изменилась. Поздние модели можно отличить благодаря пластиковой рукоятке перемотки плёнки (ранние модели снабжались металлической рукояткой). Также со временем был несколько изменён механизм блокировки задней крышки, на стекло видоискателя нанесли специальные угловые метки и, конечно же, в версии «flash» устанавливался синхроконтакт. Стандартный фотоаппарат стоил $5.50, версия с синхроконтактом — $7, а что-то типа «подарочного комплекта» — $15.

Весь корпус выполнен из бакелита, в том числе верхняя рукоятка, все элементы управления, красное окно контроля плёнки и корпус объектива. К счастью, держатели катушек и лицевая панель выполнены из металла, а все прозрачные части изготовлены из стекла. Вес камеры варьируется от 460 до 430 грамм, в зависимости от модели (как я уже писал ранее, первые модели снабжались металлической рукояткой перемотки плёнки). Что касается размеров, то камера относительная небольшая и практически квадратная — Д: 11,5 см х Ш: 9,5 см х В: 10 см.

20180610-20180610-DSC_2664

Менисковый объектив «Brownie Hawkeye» обладает постоянным относительным отверстием, приблизительно равным F/15. Фокусное расстояние объектива ± 80 мм с полем зрения как на малоформатных камерах с нормальным объективом 50 мм. Теоретически, минимальная дистанция фокусировки равна 5 футам (1,5 метра), но, фактически, наибольшую резкость объектив показывает начиная с 4,5 метров. Если у вас есть макро насадка, то вы можете смело фотографировать с 1 метра, однако, скорее всего, вам придётся покупать её отдельно. Стоит учитывать, что камера рассчитана для печати квадратных снимков с ребром в три с половиной дюйма (8,89 см), но на зарубежный сайтах можно найти информацию о том, что четырёхдюймовые снимки (10 см) тоже хороши. В общем, оптика показывает результаты, сопоставимые с камерой в 4 мегапикселя (пример). В большинстве камер объектив выполнен из стекла, хотя последние два года он изготавливался из пластика. Обратите внимание, что «передняя линза объектива» — это всего лишь защитное стекло, так что не вводите себя в заблуждение!

Не требующий взвода затвор отрабатывает лишь две выдержки — 1/30 сек и «В», то есть пропускает свет всё время, пока вы держите кнопку спуска в нажатом состоянии. Затвор не сопряжён с механизмом перемотки плёнки, так что вы легко сможете делать множество кадров с мультиэкспозицией, но стоит учитывать, что мультиэкспозиция может настигнуть вас в любой момент, когда вы забудете перемотать плёнку. В общем, я рекомендую внимательно считать кадры и, если творческие наложения кадров не входят в ваши планы, выработать привычку сразу же перематывать плёнку после каждого кадра. У фотоаппарата нет гнезда для крепления штатива, так что для выдержки «В» необходимо искать ровную поверхность. К слову, стандартная выдержка 1/30 сек тоже достаточно медленная, так что фотоаппарат надо держать максимально неподвижно и по возможности снимать с использованием какого-нибудь упора.

Инструкция

20180610-20180610-DSC_2700

Моя камера снабжена стеклянным «бриллиантовым» видоискателем — простейшим устройством, состоящим из двух стёкол и одного зеркала. Такое устройство крайне приблизительно показывает границы кадра, разумеется, без учёта параллакса и прочих искажений. Принцип работы чем-то напоминает шахту, которую можно встретить, например, на среднеформатных фотоаппаратах, однако видоискатель «Kodak Brownie» намного примитивнее.

На поздних моделях видоискатель стали делать из пластика. Такие камеры можно легко отличить за счёт того, что на его стекло нанесены специальные угловые метки, в рамках которых фотограф должен был расположить те объекты, качество изображения которых было наиболее важно. Кстати, если на вашей камере есть угловые метки, то скорее всего и объектив у неё тоже пластиковый. Это легко проверить при разборке фотоаппарата, помимо веса и температуры поверхности, стеклянный объектив имеет чёрный пластиковый корпус, в то время как пластиковый — полностью прозрачный.

Снимок экрана 2018-11-09 в 22.56.20
Источник

Влияет ли пластик на качество? Да, наверное. Но думаю, что более важной характеристикой является, пожалуй, долговечность. А качество изображения… Это не про «Kodak Brownie», друзья!

20180610-20180610-DSC_2659

Отдельного внимания заслуживает плёнка… «Brownie Hawkeye» рассчитан на работу с плёнкой 620 типа, которая не производится с 1995 года. Печально, но не смертельно. К счастью, 620-я плёнка практически идентична современной 120-й, а разница заключается лишь в размерах катушки. Вместе со своей камерой я получил две катушки 620 типа «в комплекте», однако их можно купить и по отдельности на ebay и аналогичных сайтах. Таким образом, я просто перематываю плёнку 120-го типа на старые катушки от 620-й.

Снимок экрана 2018-11-10 в 0.13.42.png

Совет:
Не забывайте, что эта камера снимает всегда с одной выдержкой и диафрагмой, то есть влиять на результат можно с помощью различных плёнок, а также push/pull процессов. В солнечную погоду я использую плёнку ISO 200., а в обычную/облачную (я живу в Петербурге, мда) — ISO 400. Для пасмурной погоды — ISO 800. Фотографировать в темном помещении или ночью у вас не получится, только если вы будете снимать неподвижные объекты в режиме «В» или же световые треки.

Есть и альтернативные варианты Например, можно просто немного модифицировать катушку 120-го типа.  Автор следующего видео использует обычные щипцы для ногтей (хотя можно использовать практически любой острый предмет) чтобы обрезать ободки с планок крепления катушки.

Этот вариант практически идентичный, но с использованием наждачной бумаги.

А можно пойти «от противного» и переделать саму камеру. Для этого потребуется лишь напильник и плоскогубцы. Автор немного спиливает боковые рёбра жёсткости, а также загибает распорки металлических зажимов для катушки. Элементарно. Кстати, инструкцию по сборке/разборке камеры и её обслуживанию вы можете найти здесь.

В интернете можно найти множество различных модификаций, начиная от спиленных распорок для установки плёнки 120-го типа, заканчивая чем-то более сложным. Так, к числу наиболее распространённых переделок можно отнести врезку гнезда под штатив или крепления для шейного ремня, подключение тросика к системе спуска, установку «башмаков» для более современных вспышек.

А ещё их круто перекрашивают

BrownieRennovation000-1024x683-800x534

Но есть и ещё одна распространённая модификация… Дело в том, что конструкция «Kodak Brownie Hawkeye» позволяет перевернуть объектив. В таком случае, края фотографий будут сильно размыты, создавая интересный эффект.

А вот примеры моих фотографий с этим эффектом:

При проявке плёнки были некоторые трудности, вызванные лишь кривизной моих рук, поэтому прошу вас не обращать внимания на вертикальные полосы на фото. Это я слишком сильно затянул щипцы для снятия влаги, когда сушил плёнку. Бывает.

А вот что получается у других энтузиастов… В интернете можно найти сотни таких фотографий по запросу «Kodak Brownie Hawkeye filpped lens photo».

А на сайте «Ломография» можно посмотреть огромное множество примеров кадров с этой камеры. 

20180610-20180610-DSC_2721

Кстати, на видео с инструкцией по переворачиванию объектива автор рассказывает о системе серийных номеров камер «Кодак».

C A M E R O S I T Y
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0

Номер моей камеры «YTRM» может быть «оцифрован» как 0953. Далее полученное число надо разделить на две части 09/53, где 09 — это девятый четырёхнедельный период (август/сентябрь), а 53 — 1953 год.

Снимок экрана 2018-11-10 в 0.18.49

brownie-camera-day-logo

В качестве бонуса на этот раз я хочу предложить вам поучаствовать в Международном дне камер «Брауни» — 28 февраля каждого года. Подробности по ссылке.

Правила:
Вы должны фотографировать на протяжении февраля с помощью любой камеры «Kodak Brownie», даже если она была вами модифицирована. Разрешено обрабатывать и печатать полученные фотографии. Выбираете лучший снимок… Далее, нужно оцифровать фотографию в формат .jpeg с длинной стороной, не превышающей 800 пикселей и загрузить его на сайт не позднее полуночи 28 февраля. Учтите, речь идёт о часовом поясе где-то в США, по всей видимости.
Запрещено использовать камеры Leica, загружать порнографические материалы и загружать несколько фотографий. Вот и всё. Такой праздник =)

Красивых вам кадров, друзья!

Реклама

Kodak Brownie — камера, оправдавшая своё название.: Один комментарий

Добавьте свой

  1. Спасибо за интересный экскурс в историю американских широкоформатных «мыльниц». Сравнение со «Сменой» правда представляется не вполне корректным, «Комсомолец /Любитель» могут быть ближе к теме — одновременно и по возрасту, и по функционалу. Хотя технически с триплетом данным им от рождения выглядят заметно более продвинутыми. С коммерческой же точки зрения — да, Кодак был выдающимся проектом 20 века. Широкая пленка пережила даже цифровую революцию, хотя конечно и не с «Brownie» камерой. Что и является достойным наследием Eastman Co.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

На платформе WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: