Пожалуй, лучшая Minolta

Этим летом мне повезло познакомиться с очень талантливой Marie Leman — иллюстратором и мастером-керамистом из Санкт-Петербурга, благодаря которой я получил возможность отснять пару плёнок на поистине прекрасный фотоаппарат (ой, спойлер) — Minolta X-700.

Стоит оговориться, что это первый фотоаппарат фирмы Minolta, с которым мне удалось непосредственно поработать и… знаете что? Смею предположить, что вы не встретите человека, который бы вам сказал — «Давеча снимал на Minolta Х-700 — отвратительная камера! Нет в ней ничего хорошего!». Конечно, в любом аппарате можно найти как положительные стороны, так и недостатки, однако даже после пары кадров, сделанных на эту малышку, вы поймёте, что придраться в общем-то и не к чему… Но это всё лирика, а мы, по старой-доброй традиции, переходим к истории.

Плюсы

Начнём с главного: X-700 является наиболее технически совершенной SLR-камерой с ручной фокусировкой от Minolta.

Ремарка (которая, по мнению автора, может подчеркнуть высоту полёта фирмы Minolta в 1981 году):

В это же время выпускалась Leica R4 — совместная разработка Leica Camera AG и Minolta. Конечно, можно возразить: «К началу 80-х годов немецкие производители фототехники безнадёжно отстали от японских в сфере электронных компонентов! Они были на всё согласны ради технологий!», — и всё в таком духе, но ведь Leica Camera AG начала сотрудничество именно с Minolta, а не, например, c Yashica (у которой уже был опыт сотрудничества с Carl Zeiss и Porsche Group). В общем, если вы молитесь на Leica, то вот вам плюс в карму Minolta.

Во-первых, в пользу исключительности данного фотоаппарата говорит звание «Европейская фотокамера 1981 года», а также, судя по всему, камера получила этот же приз и в 1982 году (но это не точно).

Второй факт в пользу X-700 — эта модель производилась 18 лет — с 1981 года по 1999. За это время на посту генеральных секретарей ЦК КПСС побывали Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв и, более того, два президентский срока проработал Борис Николаевич Ельцин. Даже крайне удачную модель «Зоркий-4» выпускали всего 17 лет, и это в условиях плановой экономики и дефицита, а не потогонки японского капитализма. А если учесть скорость развития технологий в тот период…

Третье — если верить отечественной Википедии — то можно добавить: «1980-е годы Х-700 позиционировалась как наиболее совершенная из недорогих (до 200 долл. США) любительских зеркалок, на границе профессиональных камер, и, несмотря на выпуск более дешёвых Х-300 и Х-570 (а в 1990-е годы и моделей с автофокусом), стала самой продаваемой моделью Minolta после SRT 1966-го года.»

В модели X-700 используется корпус её предшественника Minolta XG-M с бесступенчатой электронной системой выдержек, однако в дополнение к уже имеющемуся в XG-M режиму приоритета диафрагмы «А», в модели X-700 был реализован программный режим (Minolta Program System) — то есть полный автомат. Разумеется, фотоаппарат поддерживает и ручной режим с поддержкой экспозамера через объектив (TTL), однако из-за электронного затвора снимать без батареек у вас всё равно не получится. Благо, батарейки достаточно распространённые — 2LR44 .

Автоматический режим «Р» превращает фотоаппарат из полупрофессиональной зеркалки в камеру для любого, даже начинающего, фотографа, работающую по принципу «навел-сфокусировался-снял». Тем не менее, списывать аппарат со счетов серьезной съемки не стоит, так как среди профессионалов он котировался благодаря точной системе экспозамера, режиму приоритета диафрагмы, автоматической работе вспышки, а также широкому спектру оптики и аксессуаров, в том числе и узкоспециализированных фокусировочных экранов, вайндеров и т.д.

ВАЖНО! Режим «Р» работает только с объективами серии MD!
Как можно заметить, у меня был объектив серии MC, так что я снимал в режиме приоритета диафрагмы.

Минусы

У X-700 есть и один недостаток, наличие которого, однако, я обнаружил лишь с помощью англоязычной Википедии. Суть в том, что в ручном режиме Х-700 в видоискателе показывает лишь рекомендуемую выдержку, в то время как индикатора выбранной выдержки вы там не найдёте. Забавно, ведь в младшей модели X-500 (X-570 в США) было два индикатора и, следовательно, такого недостатка не наблюдалось (а ещё у него была возможность использовать более медленную выдержку синхронизации со вспышкой).

Англоязычные источники также говорят о том, что в конкурентной борьбе с камерами типа Canon AE-1, Minolta сделала ставку на дополнительное оборудование, что привело к снижению бюджета на внутренний механизм камеры и в результате Х-700 лишилась дорогих затворов, которыми были снабжены ее предшественники — ХЕ и XD. Minolta также снизила цену камеры, изготавливая некоторые детали механизма перемотки пленки из менее дорогих материалов, а также за счет использования более простых электронных компонентов. Даже рычаг перемотки камеры сделан из пластика.

Подчёркиваю — менее дорогих не значит дешёвых или плохих. К качеству и прочности механизма у меня не возникло никаких претензий!

В подавляющем числе рабочих ситуаций это ни на что не влияет, тем не менее, выдержка синхронизации 1/60 секунды, полностью электронный затвор, а также невозможность измерять уровень освещённости ниже EV-1 негативно сказались на возможностях использования Х-700 в условиях экстремально-низкой освещённости и на особо длительных выдержках. Это нужно учитывать…

Так же стоит помнить, что в 1990 году Minolta перенесла производство камер Х-700 в Китай. Примерно в это же время был заменён конденсатор электронного затвора, что негативно сказалось на его надёжности. Серьезных проблем это не вызвало, но при желании сама деталь легко заменяется в любой фотомастерской. В общем, не стоит из-за таких мелочей отказываться от удовольствия работы с этой камерой.

Стоит учитывать, что в ваших руках всё-таки сложная электронная фотокамера, её работоспособность зависит от множества факторов и, как следствие, вероятность столкнуться с поломкой на Х-700 несколько выше, чем в случае с полностью механической камерой. Зато есть режим приоритета диафрагмы и прочие плюсы… Так или иначе, это дело исключительно в расстановке ваших приоритетов. У меня в коллекции, к слову, есть как полностью механические камеры, так и полностью электронные, и используются все они в соответствии с задачами и настроением. Автоматическая камера обеспечивает высокую скорость работы и стабильные результаты даже в ситуации с быстроизменяющимся освещением, в то время как механические аппараты не зависят от источников питания, более надёжны (в большинстве случаев), а также предоставляют полный контроль над процессом. Похоже на сравнение автоматических и механических КПП на автомобилях, не находите? В общем да… эти размышления вовлекут в пучину холивара, точно!

Эргономика

Тут всё выстроено по классической схеме. Для простоты восприятия я просто переведу схемы из инструкции.

И ещё у этой камеры интересный многофункциональный ремешок…

Как можно заметить, камера выполнена согласно классической схеме и не отличается какими-либо неожиданными техническими решениями, благодаря чему вам скорее всего не придется долго изучать/привыкать и, тем более, переучиваться на новую систему.

От себя могу отметить следующие эргономические плюсы камеры Х-700 (исключительно субъективные):

  1. Экспонометр активируется прикосновением к поверхности кнопки спуска, то есть без «легкого нажатия», как на множестве других камер. Во-первых, благодаря такому решению можно не бояться случайно отснять кадр. Во-вторых, это действительно новые тактильные ощущения, которые в какой-то степени выделяют эту камеру из общего ряда. В-третьих, с помощью такого нажатия можно проверить работоспособность батарей без каких-либо дополнительных кнопок «check», воздействия на затвор или чего бы то ни было ещё.
  2. Видоискатель. В этой камере прекрасно реализованы как клинья Додена, так и микрорастр. У меня очень плохое зрение и всё равно мне с ней очень легко фокусироваться. Другие аппараты, такие как Exacta Varex IIa или Fujica ST801 (которая славится своим светлым и большим видоискателем) ощущаются значительно хуже, хотя снабжены и клиньями, и микрорастром.
  3. Вкусовщина. Мне нравится, что электронный автоспуск в этой камере сопряжён с кнопкой блокировки автоэкспозиции. Фотоаппарат выглядел бы перегруженным, если бы автоспуск с таймером были вынесены в отдельную кнопку.
  4. Размер и вес.

Но есть и пара минусов…

  1. Кнопка автоспуска/блокировки автоэкспозиции имеет неудачную форму. При частом или длительном нажатии палец откровенно болит как из-за неудачной формы самой кнопки, так и из-за острых рамок её окантовки. Неприятно…
  2. Оба кольца имеют блокираторы, и для изменения их положения требуется приложить больше усилий, нежели хотелось бы. Думаю, что отсутствие блокираторов сказалось на эргономике лишь положительно… Всё-таки не нужна защита от дурака на камере, которая позиционировалась как наиболее продвинутая в линейке (хотя именно 500/570 считалась лучшим выбором для профессионалов благодаря отсутствию режима «Р» и наличию двух индикаторов выдержки в видоискателе).

Технические характеристики

  • Электронная 35мм однообъективная зеркальная камера с возможностью автоматического замера экспозиции.
  • Режимы: «Р» — программный автомат, «А» — приоритет диафрагмы и «М» — ручной режим с автоматической экспонометрией.
  • Байонет Minolta. Полная функциональность обеспечивается объективами серии MD.
  • Выдержка: В режимах «Р» и «А» бесступенчатая выдержка в диапазоне от 4 сек. до 1/1000 сек. В ручном режиме — ступенчатая выдержка в диапазоне от 1 сек. до 1/1000 сек. + «В» (bulb).
  • Экспозамер: центровзвешенный TTL. Аппарат снабжён двумя силиконовыми фотоэлементами (в т.ч. для обеспечения работы вспышек РХ серии).
  • Поддержка чувствительности плёнки: ISO 25 — 1600.
  • Экспокоррекция: +/- 2 EV
  • Видоискатель с зоной покрытия 95%. с увеличением 0,9Х
    (индикаторы видоискателя описаны выше).
  • Синхронизация: «горячий башмак» и Х-синхронизация. Выдержка синхронизации 1/60 сек. и медленнее. Вспышки серий MF, М и FP синхронизируются на скорости 1/15 сек. и медленнее.
  • Питание: 2 х LR44 (1.5 В), 2 х SR44, 1 х CR1.
  • Автоспуск: электронный с таймером на 10 секунд и светодиодным индикатором.
  • Размеры: 51.5 мм. / 89 мм. / 137 мм (без объектива)
  • Вес — 505 гр. (без объектива и батареек)
Варианты фокусировочных экранов Х-700

Вердикт

По соотношению цена/качество/функционал — Minolta X-700 и её младшая модель X-500 (X-570) — хороший выбор. Аппарат из Японии без объектива обойдётся вам примерно в 70-100 долларов в зависимости от состояния, в России же всё будет зависеть от совести продавца. Так или иначе, за эти деньги вы получите камеру с приятным и светлым видоискателем, точной экспонометрией, вполне жизнеспособным режимом приоритета диафрагмы и, в случае с моделью Х-700, ещё и автоматическим режимом. Объективы серии MC и MD, благодаря своей относительной новизне и большим партиям, не отличаются высокой стоимостью, в то время как их оптические свойства достаточно высоко ценятся. Цена базовых объективов редко превышает 50 долларов.

В продаже можно найти множество аксессуаров Minolta Program System, в частности, относительно недорогие вспышки серии «РХ», вайндеры и моторные/батарейные ручки.

Minolta X-700 использует стандартные батарейки LR44, благодаря чему её можно оживить практически в любом населённом пункте, где есть хотя бы простейший магазин электрики/электроники или часовщик. Камера очень экономична и проработает на одном комплекте батареек долго.

Это действительно очень компактная зеркальная камера!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

На платформе WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: